Рабочая программа педагога-психолога на 2024-2025 учебной год

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка……………………………………………………...

3

1.2

Цели и задачи Программы…………………………………………………..

3

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы. …………………….

4

1.4

Значимые для разработки Программы характеристики ………………….

6

1.5

Возрастные и психологические особенности детей ……..……………….

7

1.6

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования…...

17

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Основные направления деятельности педагога-психолога………………

2.1.1

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации

22

основных и дополнительных образовательных программ…………………

22

2.1.2

Направление «Психологическая диагностика»

22

2.1.3

Коррекционно-развивающая работа………………………………………..

26

2.1.4

Психологическое консультирование и просвещение……………………..

27

2.1.5

Психологическая профилактика…………………………………………….

28

2.2.
2.3.

Описание вариативных форм реализации Программы……………………..

28

Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями
воспитанников……………………………………………………………….

2.4.

28

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях
реализации ФГОС …………………………………………………………….

29

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы ……………………...

31

3.2

Методическое обеспечение Программы…………………………................

33

3.3

Особенности традиционных событий и мероприятий …………………….

34

3.4

Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды ………………………………………………………………………….

35

3.5

Краткая презентация Программы …………………………………………..

35

3.6

Сокращения, используемые в программе ………………………………….

36

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием
повышения качества образования в современном детском саду.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по направлениям: психологическая профилактика, психологическое
просвещение, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое
консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7(8) лет,
родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Содержание рабочей программы включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, организацию
психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям:
социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и
физическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования.
Рабочая программа составлена с учетом «зоны ближайшего развития» при построении
образовательной работы с дошкольниками, продуктивного формирования ведущих
психических процессов у ребенка и в содействии преодолению неблагоприятных вариантов
детского развития в разнообразных видах деятельности.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной
компетентности, работая с воспитанниками, имеющими разные уровни психического
развития.
Цели:
- обеспечение равных условий получения качественного образования каждым ребенком
независимо от возраста, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) при разных стартовых
возможностях;
- предупреждать возникновение трудностей развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития;
- содействие формированию у участников образовательных отношений инклюзивной
культуры, развитию инклюзивной политики и внедрению инклюзивной практики.
Задачи:
- обеспечить охран у и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
- содействовать созданию необходимых социально-психолого-педагогических условий для
успешной адаптации воспитанников к новым условиям (к посещению ДОУ) и позитивной
социализации на каждом возрастном этапе;
- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников при
формировании у них предпосылок к учебной деятельности;
- осуществлять совместно с педагогами психолого-педагогическое сопровождение детей,
имеющих трудности в освоении образовательной программы, в эмоциональной сфере,
3

поведенческого характера, в психическом развитии – при помощи различных форм
психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий;
- повышать психологическую компетентность педагогов, содействовать профилактике
эмоционального выгорания, формированию и применению навыков стрессоустойчивости и
приобретении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для
профессионального саморазвития и личностного благополучия;
- повышать заинтересованность родителей в вопросах воспитания и развития детей, их
психологическую компетентность.
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить
следующим образом:
1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов
действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не
просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе
принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности
на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности,
обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в
многообразных видах детской деятельности.
2. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого
ребенка в зоне его ближайшего развития.
3. Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
4. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
является игра.
Методологические/Базовые принципы определены ФГОС ДО, рабочей программой
воспитания и являются обязательными при разработке РП:
Принципы ФГОС ДО:
• Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период
есть период подготовки к следующему периоду.
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и
детей.
• Уважение личности ребенка.
• Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
• Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития.
• Индивидуализация дошкольного образования (построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
4

•
•
•
•
•
•
•

котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество ДОУ с семьёй.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
Возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития).
Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы инклюзии в образовании:
• Признание равной ценности для общества всех участников образовательных
отношений (всех детей, родителей, взрослых работников образовательной
организации).
• Исключение изолированности участия в жизни детского сада.
• Использование методов и технологий, отвечающих разнообразным потребностям
всех воспитанников учреждения.
• Различие между детьми – это ресурсы, способствующие образовательному
процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
• Создание благоприятных условия для всех участников образования.
• Признание того, что совместное дошкольное образование – это первая ступень
инклюзии в обществе.
Принципы воспитания:
• Общность культурного образования - воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
• Использование метода воспитания «Следование нравственному примеру» позволяет
расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность
выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
• Воспитание через призму безопасности и безопасного поведения формирует
защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз и
реализует принцип безопасной жизнедеятельности.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности
ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).
5

1.4. Значимые для разработки программы характеристики
Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся,
родители (законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса
образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные
представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр
и оздоровление, воспитание и обучение.
Особенности разработки Программы:
‒ условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
‒ социальный заказ родителей (законных представителей);
‒ детский контингент;
‒ кадровый состав педагогических работников;
‒ культурно-образовательные особенности МКДОУ «Клевакинский детский
сад»;
‒ климатические особенности;
‒ взаимодействие с социумом.
В МКДОУ работают группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте
от 1,6 лет до прекращения образовательных отношений. Наполняемость групп
устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН. Ежегодный контингент детей определяется социальным заказом
родителей (законных представителей) воспитанников. Разделение детей на возрастные
группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития
ребенка, что позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы с
детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
В общеразвивающих группах наряду с нормотипичными дошкольниками обучаются
дети с ОВЗ, имеющие различные нозологии. Ежегодно в зависимости от заключения ПМПК
категории детей ОВЗ, обучающихся в группах общеразвивающей направленности, могут
меняться.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей; возможности
освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. МКДОУ создает условия
для полноценного физического и психического развития воспитанников, формирует их
личности с разносторонними способностями и готовностью к усвоению образовательных
программ начальной ступени образования.
В МКДОУ «Клевакинский детский сад» поступают дети, имеющие психолого-медикопедагогические заключения, подтверждающие статус «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья» (дети с ОВЗ). Среди заключений, подтверждающих статус
«ребенок с ограниченными возможностями здоровья», присутствуют нарушения
психических процессов (ЗПР, РАС, УО, ТНР). В целях обеспечения равных возможностей
для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от
особенностей предусмотрена организация коррекционной работы и инклюзивное
образование.
Наряду с общими возрастными закономерностями развития, воспитанники имеют
6

индивидуальные особенности здоровья, разные семейные этнокультурные условия, особые
личностные характеристики, особые образовательные потребности. Все это учтено при
разработке и реализации ОП ДО (Педагоги индивидуально регламентируют время
занятости ребенка различными видами деятельности, отбирают материалы для РППС,
формы, методы и средства образовательной деятельности и др.).
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного и доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает реализацию пяти направлений
развития детей: социально-коммуникативное; познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое.
1.5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста и новообразования
дошкольного детства. Психологические особенности детей с ОВЗ
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на
основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
Возраст от 1,6 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и
орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется
восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, нагляднодейственное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности
продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К
концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются
действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и
отходящих от неё линий.
7

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с
большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда,
начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем
и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто
сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких
месяцев до двух лет.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание

Память

Мышление

Воображение

Характеристика
Потребность в общении, уважении, признании
самостоятельности ребенка
Восприятие
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с
игрушками, игровое действие
Ситуативно-деловое; взрослый-источник способов
деятельности, партнер по игре творчеству
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
Резкие переключения; эмоциональное состояние
зависит от физического комфорта
Эксперементирование, конструирование
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)
Непроизвольное; быстро переключается с одной
деятельности на другую.
Удерживает внимание 5-10 мин.
Обьем внимания 3-4 предмета.
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация);
преобладает
узнавание,
а
не
запоминание; кратковременная.
Обьем памяти 3-4 предмета из 5.
Переход от наглядно-действенного к нагляднообразному мышлению (переход от действий с
предметами к действию с образами4 предметызаместители, картинки).
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
8

Условия успешности
Новообразование возраста

Разнообразие окружающей среды; партнерские
отношения со взрослыми
Самопознание, усвоение первичных нравственных
норм

Возрастные особенности детей 4-5 лет
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Память

Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразование возраста

Нормативы
Потребность в общении; познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог,
игровая ситуация
Внеситуативно-деловое6
взрослый-источник
информации
Ситуативно-деловое:
Сверстники интересен как партнер по сюжетной игре
Более ровные старается контролировать; появляются
элементы эмоциональной отзывчивости
Вопросы; рассказы взрослого; эксперементирование
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов. Свойств предметов
Кратковременная; эпизотическое запоминание зависит
от вида деятельности.
Объём памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия
Наглядно-образное
Репродуктивное; появление элементов творческого
воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1. Контролируемая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2. Развитие способности выстраивать элементарные
умозаключения.
3. Появление элементов сюжетно-ролевой игры

Возрастные особенности детей 5-6 лет
Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция
Игровая деятельность

Воображение
Усложнение игровых зымыслов, длительные игровые
объединения
9

Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие

Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования возраста

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении
Преобладание ровного оптимистического настроения
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельнсть, эксперементирование
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые, нравственные нормы
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
систему и используются в различных видах
деятельности
Развитие целенправленного запоминания.
Обьем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия
Наглядно-образное, начало формирования логического
Развитие творческого воображения
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
1. Планирующая функция речи.
2. Предвосхищение результата деятельности.
3.Начало
формирования
высших
чувств
(интеллектуальные, моральные, эстетические)

Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношение со взрослыми
Отношение со сверстниками
Эмоции

Способ познания
Объект познания
Восприятие

Нормативы
Потребность в общении
Воображение, словесно-логическое мышление
Длительные
игровые
объединения,
умение
согласовывать свое поведение в соответствии с ролью
Внеситуативно-личностные: взрослый – источник
эмоциональной поддержки
Внеситуативно-деловое: собеседник, партнер по
деятельности
Развитие высших чувств; формирование самооценки
посредством оценки окружающих; ребенок начинает
осозновать свои переживания
Самостоятельная
деятельность,
познавательное
общение со сверстниками, взрослыми
Причино-следственные связи между предметами и
явлениями
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
10

Внимание

Память
Мышление

Воображение

Условия успешности
Новообразования возраста

систему и используются в различных видах
деятельности
Интенсивное развитие произвольного внимания
Удерживает внимание 20-25 мин.,
Обьем внимания 10-12 предметов
Интенсивное развитие долговременной памяти
Обьем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий
Элементы логического развиваются на основе
наглядно-образного; развитие элементов абстрактного
мышления
Переходит во внутреннюю деятельность, появляется
собственное
словестное
творчество
(считалки,
дразнилки, стихи)
Собственный широкий кругозор, умелость в каком
либо-деле
1. Внутренний план действий.
2. Развитие
произвольности
всех
психических
процессов.
3. Возникновение
соподчинения
мотивов:
общественные мотивы преобладают над личными.
4. Возникновение первой целостной картины мира.
5. Появление
учебно-познавательного
мотива,
становление внутренней позиции школьника.

Наряду с общими возрастными закономерностями развития, воспитанники имеют
индивидуальные особенности здоровья, разные семейные этнокультурные условия, особые
личностные характеристики, особые образовательные потребности. Все это учтено при
разработке и реализации ОП ДО (Педагоги индивидуально регламентируют время
занятости ребенка различными видами деятельности, отбирают материалы для РППС,
формы, методы и средства образовательной деятельности и др.).
Психологические особенности обучающихся различных целевых групп для оказания им
адресной психологической помощи
Психологические особенности нормотипичных детей
с нормативными кризисами развития
Возрастной кризис
Кризис 3-х лет

Психологические особенности
Течение кризисного этапа описывается «семизвездием
симптомов»
(Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей
отличается упрямством, негативизмом, своеволием,
строптивостью, протестами, обесцениванием,
деспотизмом.

11

Кризис 7-ми лет

Основными проявлениями кризиса 7-ми лет являются
капризность, негативизм, непослушание,
раздражительность.

Психологические особенности обучающихся с особыми образовательными
потребностями (ООП)
Категория детей
Дети ОВЗ и/или детиинвалиды

Психологические особенности
В зависимости от нозологической группы обучающихся с
ОВЗ и с инвалидностью можно выделить следующие
общие психологические особенности:
- имеются определенные коммуникационные трудности в
установлении межличностного взаимодействия с
педагогами и сверстниками;
- темп познавательной деятельности крайне низкий по
сравнению с их нормально развивающимися
сверстниками;
- имеются проблемы в произвольной регуляции
собственной деятельности;
- могут проявляться различные по степени выраженности
трудности в адаптации к ДОУ, режиму дня, правилам
поведения;
- повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ
отличаются повышенной впечатлительностью
(тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса,
отмечается малейшее изменение в настроении;
- у некоторых обучающихся наблюдаются неадекватная
самооценка, капризность, инфантилизм, склонность к
избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от
близких;
-для большинства детей с ОВЗ характерна повышенная
утомляемость;
- быстро становятся вялыми или раздражительными,
плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При
неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от
выполнения задания. У некоторых детей в результате
утомления возникает двигательное беспокойство.

Дети, находящиеся под
диспансерным
наблюдением, часто
болеющие дети,
обучающиеся по
индивидуальному
учебному плану
(расписанию на основании
медицинского
заключения)

Дети, находящиеся под диспансерным наблюдением,
часто болеющие дети, обучающиеся по индивидуальному
учебному плану/ расписанию на основании медицинского
заключения.
Для часто болеющих детей (ЧБД) свойственна
выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в
себе, быстрая утомляемость. Также имеются
специфические особенности межличностного
взаимодействия и деятельности: ограниченность круга
общения, объективная зависимость от взрослых
(родителей, педагогов), стремление постоянно получать от
них помощь. Для ЧБД старшего дошкольного возраста
характерны изменения в отношении ведущего вида
12

деятельности – сюжетно-ролевой игры, что оказывает
негативное влияние на развитие его личности и
эмоциональное благополучие. У ЧБД могут наблюдаться
сложности в освоение программы и социальной
адаптации.
Обучающиеся,
испытывающие
трудности в освоении
ООП, развитии,
социальной адаптации, в
том числе билингвальные
обучающиеся, дети
мигрантов,
испытывающие
трудности в понимании
государственного языка
РФ на дошкольном уровне
образования

Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении
образовательных программ и развитии
- низкие показатели в развитии интеллектуальных
процессов;
- недостаточный уровень развития познавательных
процессов;
- низкая познавательная активность;
- быстрая утомляемость и истощаемость;
- низкая работоспособность.
Обучающиеся испытывающие трудности в социальной
адаптации
- трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- наличие деструктивных эмоциональных состояний
(тревога, неуверенность, агрессия);
- несформированность или недостаточная
сформированность навыков самообслуживания (у детей
младшего дошкольного возраста);
- несформированность (отсутствие) правил поведения в
социуме.
Билингвальные обучающиеся, дети мигрантов,
испытывающие трудности в понимание
государственного языка РФ на дошкольном уровне
образования
- трудности адаптации к ДОУ;
- трудности в коммуникации со сверстниками и
взрослыми в виде языкового барьера;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- наличие деструктивных эмоциональных состояний
(тревога, неуверенность, агрессия).

Одаренные дети

Психологические особенности по отношению к самому
себе:
повышенная тревожность; неадекватная самооценке;
неуверенность; внутренняя самоизоляция от реальной
действительности; перфекционизм и повышенная
требовательность к себе, которая может не
соответствовать реальным возрастным возможностям;
сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе
социальным, что определяет высокую уязвимость;
недостаточно выраженная толерантность; повышенная
потребность в самостоятельности; в ряде случаев
неприязнь к систематическому обучению.
13

Психологические особенности во взаимоотношении
со взрослыми:
повышенный уровень притязаний в общении со
взрослыми, требовательность; критичность по отношению
ко взрослым; стремление во что бы то ни стало настоять
на своём; повышенная потребность в усиленном внимании
взрослого; отсутствие чувства дистанции в общении со
взрослыми.
Психологические особенности во взаимоотношении
со сверстниками:
сниженная потребность в общении со сверстниками;
усиленное стремление к лидерству; недостаточная
сформированность эффективных навыков социального
поведения; не комфортность, «необычное» поведение, что
может вызвать недоумение или насмешку сверстников;
несоблюдение некоторых норм сообщества ровесников,
потребность в общении с более старшими детьми, и, как
следствие, излишняя конфликтность или отчуждённость
от ровесников.
Психологические особенности детей и (или) семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Категория детей
Дети-сироты.
Дети, оставшиеся без
попечения родителей.

Дети - жертвы
вооруженных и
межнациональных
конфликтов,
экологических и
техногенных катастроф,
стихийных бедствий
Дети из семей беженцев
и вынужденных
переселенцев

Психологические особенности
Данной категории детей может быть свойственно:
- затруднение отношений в межличностных связях (как со
взрослыми, так и со сверстниками);
- проблемы пищевого поведения;
- эмоциональная незрелость;
- заниженная познавательная активность;
- отставание в психическом развитии;
- нарушение представлений о временных характеристиках
становления личности;
- избегающее (без взаимности, одностороннее) поведение.
Возможные психолого-педагогические проблемы,
характерные детям в возрасте до 3-х лет:
страхи, спутанность чувств. В поведении детей могут
отмечаться: нарушение сна, потеря аппетита, агрессия,
страх перед чужими людьми.
Возможные психолого-педагогические проблемы,
характерные детям в возрасте от 3 до 7 лет:
тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины,
стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение
со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная
реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям,
критике, заискивающее поведение (внешне копирует
поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость
по отношению к взрослым. В поведении детей могут
отмечаться: регрессия поведения, отстранённость,
агрессия.
14

Дети - жертвы насилия

Дети с отклонениями в
поведении

Существуют разные виды насилия, но для всех них
характерны общие признаки:
-задержка в развитии ребёнка: речевые нарушения,
задержка психического, интеллектуального,
эмоционально-волевого развития;
-трудности в общении со сверстниками, избегание
общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и
сестёр, терроризирование младших детей и сверстников,
жестокость по отношению к игрушкам;
-регрессивное поведение;
-проявление аутоагрессии;
-изменение в эмоциональном состоянии и общении:
замкнутость, изоляция, уход в себя, отвращение, стыд,
вина, недоверие, истерическое поведение, враждебность,
агрессия, быстрая потеря самоконтроля;
-глубокие и быстрые личностные изменения: снижение
самооценки, неспособность защитить себя, смирение,
подавленность, тревожность, уступчивость, угодливость,
склонность к уединению, внешний локус контроля;
-нарушения сна (прерывистый, неглубокий, со
вздрагиваниями и повторяющимися кошмарными
сновидениями), питание (вплоть до булимии и анорексии);
-соматические и психосоматические расстройства
(энурез, энкопрез, нервные тики и т.п.).
-проявление вспышек гнева, несвойственных возрасту
ребёнка (частые и плохо контролируемые);
- применение намеренного поведения с целью досадить
взрослому;
- активные отказы выполнять требования взрослых,
нарушение установленных ими правил;
- частое противостояние взрослым в виде споров;
- проявление злобы и мстительности;
- преднамеренное разрушение чужой собственности
(предметов);
- нанесение ущерба другим людям с применением
опасных предметов;
- попытки ухода из детского сада, группы.

15

Психологические особенности детей и (или) семей, находящиеся в социально
опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству)
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей,
где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют
обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении,
являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоциональноконфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в
единственном или совокупном их проявлении) как:
-социально-экономическое неблагополучие;
-аморальный образ жизни;
-зависимость от алкоголя и психоактивных веществ,
-деформированность общечеловеческих ценностных ориентации;
-неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей;
-жестокое отношение к детям и насилие над ними;
-пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.
Детям, воспитывающимся в таких семьях могут быть свойственны следующие
особенности:
-трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми;
-эмоциональная незрелость;
-сниженная познавательная активность;
-отставание в психическом развитии.
Психологические особенности обучающихся «группы риска»
Категория детей
Дети с проблемами
эмоционального
характера

Психологические особенности
Детям с проблемами эмоционального характера
свойственна повышенная возбудимость, апатия,
раздражительность, тревожность, появление фобий,
капризы, истерики.

Дети с проблемами
поведенческого характера

Свойственно проявление грубости, вспышки агрессии
по отношению к взрослым и сверстникам, лживость,
упрямство, требовательность. Дети часто спорят с
взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны
переносить вину на другого человека, обидчивы, не
подчиняются правилам и требованиям.

Дети с проблемами
общения

Это дети, которым свойственна стеснительность,
замкнутость, излишняя чувствительность. У этих детей
может наблюдаться выраженная нереализованность
потребности в лидерстве. В поведении таких детей может
наблюдаться конфликтность, драчливость.
Это дети, у которых может наблюдаться потеря аппетита,
энкопрез, энурез, заикание.

Дети с проблемами
невротического
характера

16

Дети с проблемами
регуляторного характера

У детей с проблемами регуляторного характера может
наблюдаться расстройство сна, быстрая утомляемость,
навязчивые движения, двигательная расторможенность и
снижение произвольности внимания.

1.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Трудовое направление воспитания

Этико-эстетическое направление воспитания (этическое)

Социальное направление воспитания

Социально-коммуникативное развитие

Образовательные
области/
направления
воспитания

Целевые ориентиры

Дети нормативно развивающиеся
Дети с ОВЗ
Ребёнок на доступном для него уровне усвоил нормы и ценности,
принятые в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; ребенок способен к волевым усилиям, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам поведения в
разных видах деятельности. Ребёнок на доступном для него
уровне проявляет задатки чувства долга: ответственность за свои
действия и поведение; принимает и уважает различия между
людьми.
Ребёнок владеет соответствующими его возможностям навыками
общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок
адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с
детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять
стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от
ситуации.
Ребёнок в соответствии со своими возможностями умеет быть
целенаправленным и способным к саморегуляции собственных
действий; способен самостоятельно действовать (в повседневной
жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях
затруднений обращается за помощью к взрослому. Ребенок
способен планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на
улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре и др.).
У ребёнка в соответствии со своими возможностями развиты:
социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная
отзывчивость, сопереживание. Откликается на эмоции близких
людей и друзей, различает основные проявления добра и зла.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения, мир
природы, способен к сочувствию, заботе, к нравственному
поступку.
У ребёнка сформировано уважительное отношение и чувство
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации. Ребёнок имеет первичные представления о себе,
семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране),
мире и природе.

17

Патриотическое направление воспитания

Познавательное направление воспитания

Познавательное развитие

У ребенка сформированы позитивные установки к различным
видам труда и творчества, умения и навыки (речевые,
изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),
необходимые для осуществления различных видов детской
деятельности. Ребёнок в соответствии с индивидуальными
возможностями способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности. Понимает ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности
Ребёнок, в соответствии с индивидуальными возможностями,
владеет основами безопасного поведения в быту, социуме,
природе; соблюдает правила личной гигиены.
У
ребёнка
сформирована Наличие познавательной
познавательная
активность: мотивации и достижение
проявляет любознательность, задает ребёнком максимального
вопросы взрослым и сверстникам, для
него
уровня
интересуется
причинно- познавательной
следственными связями, пытается активности, адекватного
самостоятельно
придумывать его
особым
объяснения явлениям природы и образовательным
поступкам
людей;
склонен потребностям
наблюдать,
экспериментировать.
Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов
и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире).
У ребёнка, в соответствии с его образовательными потребностями
и индивидуальными возможностями, сформированы первичные
познавательные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения и классификации
объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений и доказательств;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
У ребёнка, в соответствии с индивидуальными возможностями,
развито воображение и творческая активность: ребенок может
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
постройке, рассказе и др. Он владеет доступными для него
формами и видами игры; в соответствии с его особенностями
развития различает условную и реальную ситуации.
Ребенок
обладает
начальными Ребёнок
владеет
знаниями о себе, о природном и определёнными знаниями,
социальном мире, в котором он необходимыми
для
живет; объектах окружающего мира, удовлетворения
его
их свойствах и отношениях (форме,
18

Речевое развитие

цвете, размере, материале, звучании, особых образовательных
ритме, темпе, количестве, числе, потребностей.
части и целом, пространстве и У ребёнка сформирована
времени, движении и
покое, готовность к обучению на
причинах и следствиях и др.).
следующих
уровнях
Ребенок способен к принятию образования
в
собственных решений, опираясь на соответствии с ФГОС для
свои знания и умения в различных детей с ОВЗ.
видах деятельности.
У
ребёнка
сформированы
предпосылки
к
учебной
деятельности.
У ребёнка, в соответствии с его образовательными потребностями
и индивидуальными возможностями, сформированы чувство
привязанности к родному дому, семье, близким людям, первичные
представления о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
испытывающий.
Ребенок в соответствии с его индивидуальными возможностями
владеет речью как средством общения: адекватно использует
вербальные и/или невербальные средства коммуникации. Ребёнок
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
У ребенка сформирован пассивный и активный словарь,
соответствующий его особым образовательным потребностям и
индивидуальным возможностям.
Ребенок
владеет
связной, Ребенок владеет устной
грамматически
правильной речью в соответствии со
диалогической и монологической своими индивидуальными
речью. У ребенка развито речевое возможностями.
творчество.
Ребенок
владеет
звуковой
и Качество произношения и
интонационной культурой речи, у фонематический
слух
него развит фонематический слух
соответствуют
индивидуальным
возможностям ребенка.
Ребенок
знаком
с
книжной Ребенок знаком с книжной
культурой, детской литературой, культурой,
детской
может понимать на слух тексы литературой и владеет
различных
жанров
детской предпосылками
литературы.
грамотности
для
У ребенка сформирована звуковая необходимыми
аналитико–синтетическая активность обучения на следующих
уровнях образования в
как предпосылка обучения грамоте.
соответствии с ФГОС для
детей с ОВЗ

19

Этико-эстетическое направление воспитания
(эстетическое)
Физическое и оздоровительное направление
воспитания

Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие

У ребенка, в соответствии с его образовательными потребностями
и
индивидуальными
возможностями,
сформировано
положительное отношение к произведениям словесного,
музыкального, изобразительного искусства, миру природы; он
готов к элементарному восприятию музыки, художественной
литературы, фольклора У ребенка имеются предпосылки
эстетического
отношения
к
окружающему
миру,
соответствующие его индивидуальным возможностям.
Ребенок в соответствии с его образовательными потребностями и
индивидуальными
возможностями,
имеет
элементарные
представления о видах искусства.
Ребенок в соответствии с его образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями, участвует в разных видах
творческой деятельности (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.) и может проявлять
самостоятельную творческую активность.
Ребёнок способен воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве, стремится к отображению
прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий
зачатками художественно-эстетического вкуса.
У ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями
развита крупная и мелкая моторика.
Ребенок подвижен и вынослив в соответствии с уровнем его
психофизического развития.
Ребенок в соответствии с его индивидуальными возможностями
владеет основными движениями. В соответствии с уровнем его
психофизического развития контролирует свои движения и
управляет ими.
ребенка в соответствии с его образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями сформированы начальные
представления некоторых видах спорта
Ребенок в соответствии с его образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями овладел подвижными играми с
правилами.
Ребенок в соответствии с его образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями владеет элементарными
нормами и правилами здорового образа жизни
Ребёнок владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения
в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

20

Планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога
Направления деятельности
педагога-психолога
Психолого-педагогическое
и
методическое
сопровождение
реализации ООП
Психологическая диагностика

Коррекционно-развивающая
работа

Психологическое
консультирование

Психологическое просвещение

Планируемые результаты
Педагогами реализуется индивидуальный подход к
детям с учетом их индивидуально-психологических
особенностей
1. Своевременное информирование родителей
(законных
представителей)
о
возможных
отклонениях в развитии ребенка.
2. Своевременное обращение родителей (законных
представителей) на эмоциональные трудности
ребенка в зависимости от эмоциональных
переживаний матери.
3. Своевременное планирование консультативной,
профилактической и других видов помощи
педагогам.
1. Снижение количества воспитанников с
выраженными
трудностями
обучения
при
групповой форме работы.
2. Снижение числа пар «родитель-ребенок» с
выраженными
трудностями
эмоциональной
коммуникации.
3. Снижение эмоциональной напряженности
педагогов в течение года.
1. Снижение количества воспитанников с
трудностями
обучения,
связанными
с
недостаточным вниманием со стороны родителей
к расширению кругозора детей. Улучшение
психоэмоционального состояния родителей.
2. Улучшение психоэмоционального состояния
педагогов в отношении выполняемых должностных
обязанностей.
1. Понимание родителями механизмов взаимосвязи
психоэмоционального климата в семье и поведения
ребенка;
взаимосвязи
количества
времени
родителя, направленного на ребенка, и успешности
ребенка в образовательном процессе. Признание
родителями (законными представителями) права
ребенка быть индивидуальностью (право иметь
индивидуальные особенности развития вне
зависимости от желаний родителей).
2. Понимание педагогами индивидуальных
особенностей
развития
воспитанников,
возможности их учета в образовательном процессе
21

Психологическая профилактика

для повышения качества образования детей с
нормальным и нарушенным развитием. Умение
педагогов бесконфликтно общаться с семьями с
разным уровнем коммуникативных возможностей.
Снижение количества воспитаннико, родителей
(законных представителей) и педагогов с
признаками психоэмоционального напряжения.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным
стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом
Минтруда России от 24.07.2015г. № 514н. Данный приказ определяет основные
направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и
дополнительных образовательных программ
В рамках психолого-педагогического и методического сопровождения реализации
основных и дополнительных образовательных программ ведется следующая работа:
• Разработка рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных
учебных планов для творчески одаренных воспитанников ( при наличии таких
воспитанников).
• Разработка совместно с педагогами индивидуальных учебных планов
воспитанников с учетом их психологических особенностей.
• Разработка программ социализации воспитанников, коррекционных программ.
• Формирование и реализация планов развивающей работы с воспитанниками с
учетом их индивидуально-психологических особенностей.
2.1.2. Направление «Психологическая диагностика»
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного
процесса.
Проводится:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня
психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития
ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня
психического развития для организации и координации работы в подготовительной
группе.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей
подготовительной группы.
22

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге)
допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
В сентябре проводится также диагностика детей с ОВЗ с целью определения
актуального развития детей и определение зоны ближайшего развития для построения
коррекционно-развивающей работы.
В мае-с целью отслеживания динамики развития.
Педагог-психолог осуществляет:
•
•
•

Психологическую диагностику познавательных процессов детей
Психологическую диагностику личностных качеств.
Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в
школе.

Профессиональная
компетентность
педагога-психолога
при
проведении
мониторинга в ДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования
дошкольников.
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т.
д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
23

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Данные о результатах
мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить
эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в
целом.
Диагностический инструментарий педагога-психолога
Наименование методики

Диагностические параметры
Диагностика адаптации к ДОУ
Роньжина
А.С Выявление уровня адаптации детей к
«Диагностика
уровня новым образовательным условиям.
адаптированности ребёнка к
дошкольному учреждению»
Диагностика готовности к школьному обучению
Тест школьной зрелости Скриннинговая
диагностика
Керна-Йирасека
готовности к школьному обучению
Куражева
Н.Ю. Диагностика уровня готовности к
Диагностический комплекс школе
«Цветик – Семицветик» для
детей 6-7 лет
Кумарина Г.Ф. Диагностика педагогическая
диагностика
готовности
детей
к готовности детей к школьному
обучению в школе.
обучению.
Диагностика познавательных процессов
Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Комплексная
диагностика
«Экспресс-диагностика
в познавательных процессов.
детском саду: комплект
материалов для педагоговпсихологов
детских
дошкольных
образовательных
учреждений».

Возраст
От 2 до 4 лет

От 6 до 7 лет
От 6 до 7 лет

От 6 до 7 лет

От 3 до 7 лет

24

Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Комплексная
диагностика
От 2,5 до 3 лет
«Психологическая
познавательных процессов.
диагностика и коррекция в
раннем возрасте»
Куражева
Н.Ю.
От 4 до 7 лет
Диагностический комплекс
«Цветик – Семицветик»
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей
Тест на выявление детских Выявление
и
уточнение
С 3-х лет
страхов А.И. Захарова и преобладающих видов страхов у
М.А. Панфилова «Страхи в детей старше 3-х лет
домиках»
Диагностика детско-родительских отношений
Проектная
методика Диагностика
эмоционального
С 5 лет
«Рисунок семьи»
благополучия и структуры семейных
отношений.
Диагностика в период возрастных кризисов
Методика Гуськовой Т.В. и Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3Елагиной М.Г. Диагностика период кризиса 3-х лет
х лет
особенностей
отношения
ребенка к себе в период
кризиса 3-х лет.
АндрущенкоТ.Ю. Шашлова Возрастной статус детей
Период кризиса
Г.М.
Диагностическая
7 –ми лет
беседа, направленная на
выявление
психологических условий
благополучного
проживания
ребенком
кризиса 7-ми лет.
Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости
Дьяченко О.М. «Методика Определение
уровня
развития
С 5-ти лет
«Дорисовывание фигур»
воображения, способности создавать
оригинальные образы
Методика МЭДИС
Экспресс-диагностика
С 6-ти лет
интеллектуальных
способностей
детей

25

2.1.3. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога направлена на обеспечение
коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевых групп), включая
детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов; оказание им квалифицированной психологической помощи в освоении ООП
ДО МКДОУ «Клевакинский детский сад», их разностороннее развитие с учётом возрастных
и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического
развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей
работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких
условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в
познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые
влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на
развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах
возрастной нормы.
Обязательно:
• Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ.
Направленность коррекционно-развивающей работы зависит от результатов,
полученных в ходе обследования детей. Педагог-психолог, исходя из конкретных
потребностей и запросов от воспитателей и родителей, определяет виды коррекционных
мероприятий.
Для
обеспечения
диагностико-коррекционного
психолого-педагогического
сопровождения данных воспитанников, исходя из реальных возможностей детского сада и
в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического
здоровья
детей
создан
психолого-педагогический
консилиум
дошкольного
образовательного учреждения (далее ППк ДОУ).
На консилиум направляются дети, имеющие нарушения в психофизиологическом
развитии, с особыми образовательными потребностями, имеющие трудности в усвоении
образовательной программы, трудности в общении, определенные особенности нервнопсихической деятельности. На каждого воспитанника составляется программа
индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с учетом особенностей его
развития. При необходимости более углубленной диагностики и коррекционной помощи
воспитаннику, ППк рекомендует родителям обратиться в территориальную психологомедико-педагогическую комиссию (ТПМПК).
Реализация
рабочих
программ
коррекционно-развивающей
и
психопрофилактической работы осуществляется педагогом-психологом еженедельно при
согласии родителей (законных представителей).
26

2.1.4. Психологическое консультирование и просвещение
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов,
родителей (законных представителей)) и детей к психологическим знаниям, повышение их
психологической компетентности.
Формы работы
Информационные
стенды,
печатные
материалы,
памятки,
информационные
листовки и др.

Задачи
Знакомство
с
возрастными
и
психологическими особенностями детей
дошкольного возраста, в том числе детей с
ОВЗ и детей, испытывающих трудности в
освоении ООП ДО и социальной адаптации.
Знакомство с методами и приемами
воспитания, развития и обучения.
Электронные ресурсы Информирование о деятельности педагога(сайт ДОУ, группа психолога в детском саду.
детского
сада
ВКонтакте)
Беседы, консультации
Разъяснение участникам образовательных
отношений
вопросов,
связанных
с
особенностями образовательного процесса и
психолого-педагогического сопровождения
обучающихся, в том числе детей с ОВЗ,
трудностями в обучении и социализации.
Семинары-практикумы, Знакомство с методами и приемами
мастер-классы
воспитания, развития и обучения.

Участники
Родители
(законные
представители),
педагоги

Родители
(законные
представители),
педагоги
Родители
(законные
представители),
педагоги

Родители
(законные
представители),
педагоги
Педагогический совет, Ознакомление с основными условиями Педагоги ДОУ
методические
психологического развития ребенка, в том
совещания
числе детей с ОВЗ и детей, испытывающих
трудности в освоении ООП ДО и социальной
адаптации.
Консультация
Информирование
субъектов Родители
образовательного процесса о формах и (законные
результатах
профессиональной представители),
деятельности.
педагоги
Лекции
Ознакомление
с
современными Педагоги ДОУ
исследованиями в области психологии
дошкольного возраста и профилактики
социальной адаптации, в том числе детей с
ОВЗ и детей, испытывающих трудности в
освоении ООП ДО и социальной адаптации.

27

2.1.5. Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников
воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными
проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в
рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и
интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
• работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов,
родителей) к условиям новой социальной среды:
• анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих
детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей
группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
• групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих
детей;
• информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью
оптимизации
взаимодействия
участников
воспитательно-образовательного
процесса.
2.2. Описание вариативных форм реализации Программы

№

1

2

Наименование
вариативной формы
реализации Программы
Психолого-педагогический
консилиум

Консультационный пункт

Содержание

В рамках ППк педагог-психолог:
• Осуществляет консультирование родителей и
педагогов по вопросам оказания помощи детям.
• Проводит углубленную диагностику развития
ребенка.
• Отслеживает
результаты
коррекционноразвивающей работы.
• Участвует
в
разработке
индивидуальной
образовательной траектории (маршрута).
Оказание консультативной помощи родителям
(законным представителям) детей не посещающих
ДОУ.

2.3. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников
Работа с родителями (законными представителями) регламентирована ФГОС ДО и
ФОП ДО и является обязательной частью Программы. Целью работы с родителями
(законными представителями) является повышение их психолого-педагогической
28

компетентности в вопросах обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей.
При этом, родители (законные представители) как непосредственные участники
образовательного процесса включаются во все направления работы педагога-психолога
ДОУ через различные формы.
Направления работы
педагога-психолога
Психологическая
диагностика

Психологическое
консультирование

Коррекционноразвивающее направление
Психологическая
профилатика
Психологическое
просвещение

Формы работы с родителями
1. Получение от родителей (законных представителей)
письменного
согласия/несогласия
на
проведение
психологической диагностики с ребенком.
2. При желании родителей (законных представителей) их
присутствие на диагностике.
3. Участие родителей (законных представителей) в
анкетировании.
Проведение индивидуальных консультаций с родителями
(законными представителями) по приглашению педагогапсихолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным
запросам.
1. Совместное пребывание ребёнка и родителей на
занятиях.
2. Выполнение рекомендаций педагога-психолога.
1. участие родителей в Неделе психологии в ДОУ.
2. Участие родителей в проектной деятельности педагогапсихолога.
1. Участие родителей в мастер-классах, родительских
собраниях.
2. Предоставление информации родителям (законными
представителями) через информационные стенды,
памятки, информационные листовки, через сайт ДОУ.

2.4. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации
ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется комплексно всеми
педагогическими работниками, участвующими в работе с детьми.
С руководителем ДОУ:
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения,
совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения
поставленных педагогическим коллективом целей и задач;
2. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе;
3. Предоставляет отчетную документацию;
4. Проводит индивидуальное психологическое консультирование и диагностику (по
запросу);
5. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических
особенностей детей;
29

6. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательнообразовательного процесса.
Со старшим воспитателем:
1. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности
взрослых и детей в освоении образовательных областей;
2. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психологопедагогическим вопросам;
3. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;
4. Разрабатывает мероприятия по повышению психологической компетентности
участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители);
5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов ДОУ, ППк;
6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном
учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта;
7. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах;
8. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей и других мероприятий.
С воспитателем:
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических
особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных
мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности
предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных
воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце
учебного года).
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим
направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические карты по результатам наблюдений и ориентирует
воспитателей в проблемах личностного развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические,
проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии
для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую
компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного
маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений
и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму,
правильная осанка и т. д.).
10. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной
деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной
тематике.
С музыкальным руководителем:
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности
музыкального руководителя.
30

2. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных
упражнений на музыкальных занятиях.
3. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников,
досуга развития памяти, внимания, координации движений.
4. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
5. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых
праздничных мероприятий.
С учителем-логопедом:
1. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях
логопеда.
2. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния
общей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности,
эмоциональной сферы.
3. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение
детей в период адаптации.
4. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы педагога-психолога
Оснащение кабинета педагога-психолога.
Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и подгрупповых
занятий хорошо освещена и включает в себя: 
- Двухсторонний мольберт;
- столы детские; 
- стулья детские; 
- пособия, наглядный материал, материалы для творческой деятельности детей;
- образовательная система для слабовидящих, слабослышащих и детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата (программное обеспечение, обучающие материалы,
клавиатура, EduQuest (Эдуквест) для детей дошкольного возраста с моноблоком;
- воздушно-пузырьковая панель;
- тактильная панель акустическая;
- мягкие модули для релаксации;
- сенсорная тропа;
- интерактивная песочница – умный стол "Домик";
- пучок фибероптических волокон "Звездный дождь" с настенным гребнем и источником
света (100 волокон).
При организации образовательной и игровой деятельности для воспитанников
присутствует
возможность
использовать
мультимедийный
проектор
с
экраном.
Консультативная зона включает в себя: 
- рабочий стол педагога-психолога;  
- шкаф для хранения документов и литературы по проблемам возрастного развития детей,
особенностей их поведения, по вопросам семейных взаимоотношений и др. методической
31

литературы и материалов, необходимых при проведения консультативной деятельности; 
- набор диагностических методик, анкетные бланки, печатный материал; 
- стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются: 
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; 
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей
разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- детская мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр. 
Пакет документации педагога-психолога, регламентирующей деятельность педагогапсихолога подразделяется на несколько типов: нормативная, организационнометодическая, специальная.
Перечень основного оборудования
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Название
Стол
Шкаф для методических разработок и документации
Шкаф для хранения игрового оборудования
Ковер напольный
Доска магнитная
Мягкий модуль для релаксации
Мягкий модуль «Яблоко»
Сенсорная тропа
Тактильная панель Акустическая
Воздушно-пузырьковая панель
Пучок фибероптических волокон «Звездный дождь» с настенным
гребнем и источником света (100 волокон)
Сухой бассейн
Стол детский
Стул детский
Стул взрослый
Набор мягких модулей

Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
4
1
1

Коррекционно- развивающие пособия
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название
Игра «Разрезные картинки»
Игра «Логика»
Логические блоки Дьенеша
Игра «Синий трактор»
Игра «Цвет»
Игра «Стань другом природы»
Игра «Времена года»
Домино «Лесные животные»
Лото «7 игр в 1 коробке»
Игра «Закономерности»
Матрешка
Игра «Семья животных»
Игра «Профессия-ассоциация»
Игра «Животный мир»

Количество
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

32

15
16
17
18
1
2
3
4
5

Игра «Лиса в огороде»
Игра «Сортируем одежду по сезонам»
Игра «Наряди матрешку»
Игра «Что где растет»
Игрушки
Кукла
Машина
Резиновые игрушки
Мяч
Пирамидки

1
1
1
1
1
2
14
1
4

3.2. Методическое обеспечение программы
Нормативно-законодательная база программы
- Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20 ноября 1989 г.);
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" с изменениями и дополнениями;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
- Приказ Минпросвещения России № 1022 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ОВЗ».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 года «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)»;
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
Приложение к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16;
- Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики
развития ребенка в системе дошкольного образования»;
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 "Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации";
33

- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения;
- закон «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ (с
изменениями на 22 ноября 2022 года);
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Клевакинский детский сад» (утв. . . 2024г. приказ № );
- Устав и нормативные документы МКДОУ «Клевакинский детский сад»;
Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога
№
1.
2
3
4
5
6
7
8

Название
Программа психологических занятий с детьми дошкольного
возраста (3-7 лет) «Цветик- Семицветик».
Тематические занятия с дошкольниками в сенсорной
комнате
Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями
Развитие элементарных математических представлений
Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Обучение альтернативной коммуникации детей раннего
возраста с ОВЗ
Организация психологической службы в современном
детском саду
Программа психологического сопровождения участников
образовательного процесса в ДОО в контексте
образовательного и профессиональных стандартов

Автор
Куражева Н.Ю.
Симонова Н.Д
Ткачева Т.А
Морозова И.А.
Пушкорева М.А.
Трясорукова Т.П
Гусева Л.Н.
Рубцова М.А.
Н.В. Нищева
Верещагина Н.В.

Диагностический материал
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: Комплект материалов
для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.:
Генезис, 2008. – 80 с.;
- Диагностический комплекс «Цветик семицветик» для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет/ под ред.
Куражевой Н.Ю. – СПб.; М.: Речь, 2018.
- Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет./ Авт.-сост.
Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 62 с.;
3.3. Особенности традиционных событий и мероприятий
Наименование
мероприятия
Неделя
психологии

Задачи
•
•
•

Привлечь внимание к профессиональной
деятельности педагога-психолога ДОУ.
Формировать интерес взрослых к миру
ребёнка, стремление помогать ему в
индивидуально-личностном развитии.
Психологическое просвещение родителей
(законных представителей0 и педагогов
ДОУ.

Периодичность
проведения
2 раза в год
(октябрь, апрель)

34

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Кабинет педагога-психолога находится на 2 этаже детского сада в левом крыле здания.
Площадь кабинета составляет 20 м2. Одновременно в кабинете комфортно могут
заниматься несколько человек. Пространство кабинета разделено на несколько зон,
которые имеют свое назначение и оборудование.
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности,
защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения
дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья
воспитанников.
Назначение кабинета педагога-психолога:
- индивидуальная работа с воспитанниками по диагностике и коррекции психических
процессов, эмоционально-волевой сферы;
- релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения у воспитанников;
- консультирование родителей и педагогов ДОУ.
Кабинет педагога-психолога оборудован так, чтобы способствовать реализации трех
основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно-предметная среда, позволяет обеспечить психологический
комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных
процессов, речи и эмоционально–волевой сферы.
3.5. Краткая презентация Программы
Программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в
МКДОУ «Клевакинский детский сад» (далее-Программа) составлена на основе основной
общеобразовательной программы – программы дошкольного образования МКДОУ
«Клевакинский детский сад».
Целью
Программы
является
психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного процесса в МКДОУ «Клевакинский детский сад», основных и
дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи
лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Программа
ориентирована на работу с воспитанниками ДОУ в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет, в
том числе с ОВЗ, детьми –инвалидами, их родителями (законными представителями),
педагогами, которые непосредственно работают с детьми (воспитатели, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а
также с администрацией ДОУ.
В Программе предусмотрены следующие направления работы педагога-психолога:
психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическая
диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование,
психолого-педагогическое, методическое сопровождение реализации основных и
дополнительных программ. Рассмотрены разные формы реализации Программы. Описано
методическое и практическое оснащение работы педагога-психолога.

35

3.6. Сокращения, используемые в программе
ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
ФОП ДО - Федеральная образовательная программа дошкольного образования
ООП ДО - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
ОВЗ - Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья
ЧБД - Часто болеющие дети
КРР - Коррекционно-развивающая работа
ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение
ООП - Особые образовательные потребности
ППк - Психолого-педагогический консилиум
ПМПК – Психолого-медико-педагогическая комиссия

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».