СОДЕРЖАНИЕ
№п/п
I. Раздел
1.1
1.2
Название раздела
Целевой
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
дополнительного образования
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
1.4 Характерные особенности развития детей
1.5 Планируемые результаты
II. Раздел Содержательный
2.1 Направленность дополнительной образовательной
программы
2.2 Учебный план
2.3 Взаимодействие педагога с семьями воспитанников
III. Раздел Организационный
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.2 Формы оценивания и учета достижений
воспитанников
3.3 Список литературы
Стр.
3
6
10
11
14
17
19
37
38
39
40
2
"Истоки способностей и дарования детей – находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок».
В.А. Сухомлинский
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается
любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с различными
материалами позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы,
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы.
Рабочая Программа педагога дополнительного образования (далее –
Программа) относится к программам художественной направленности, так как
ее целью является развитие художественно-эстетического вкуса,
эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного
возраста. Программа составлена с учетом методических рекомендаций Г.В.
Пастуховой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду,
интегрированной программы интеллектуально - художественного развития
личности дошкольника «Гармония» Д.И. Воробьевой, на основе знаний
возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей
дошкольного возраста. Работа с детьми строиться на взаимосотрудничестве,
на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к
личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход,
удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В
Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие
ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что
соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Народное творчество» разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
3
Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 г. №996-р);
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г.
№678-р;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№196»;
Приказа Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
Уставом и нормативными документами МКДОУ «Клевакинский
детский сад».
А так же, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением
№ 66.01.37.000.М.000547.04.23 от 14.04.2023 г, по которой МКДОУ
«Клевакинский
детский
сад»
имеет
право
осуществления
общеобразовательной деятельности по дополнительным направлениям.
4
Художественно-продуктивная деятельность является по своей сути
детским искусством, обусловленным способами восприятия мира и
направленным на создание художественной формы в ее собственной
эволюции, предполагает эмоционально – образное познание жизни, выступает
средством освоения и выражения доступными средствами социокультурного
опыта, вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению,
которое дает возможность создания художественного образа как
«эстетического обобщения» и пробуждает особую «эстетическую позицию»;
выполняет осмысленную и проективную роль в процессе познания ребенком
окружающего мира. Программа предусматривает возможность учета
региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей
народов Российской Федерации.
Новизна Программы состоит в том, что в процессе обучения
воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения
формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, правилах
лепки, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного
искусства, красоте природы и человеческих чувств. В работе используются
нетрадиционные техники и способы развития детского художественного
творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала.
Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни.
Программа раскрывает перед ними огромный и увлекательный мир
творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и
разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительной особенностью Программы является использование для
детей материалов, способствующих развитию мелкой моторики и
5
одновременно позволяющих решить творческие задачи доступным для детей
способом изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
1.2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является раскрытие перед детьми
дошкольного возраста социальной роли изобразительного искусства.
Формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к
саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обращения со
сверстниками, совместного творчества взрослого и ребенка через различные
виды изобразительной деятельности. Ознакомление детей с наиболее полным
спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства, а
также воспитание у детей эстетического отношения к действительности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
задач художественного развития дошкольников:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
3. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных
видах детской деятельности.
4. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. Приобщение
к искусству.
5. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я концепции - творца»
6. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно – образной выразительности.
7. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям
окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к
художественно-творческой деятельности.
8. Развитие детского художественного творчества, интереса к
самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в
самовыражении.
9. Совершенствование умений в рисовании, лепке.
6
10. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика
на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведения искусства.
Задачи художественно-эстетического развития детей 5-6 лет.
Познакомить с новым приемом рисования кляксографией. Учить сочетать
в рисунке разные приемы изображения – пальчиковая живопись, монотипия,
кляксография). Обращать внимание детей на образную выразительность
разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи,
созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения,
природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель,
посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертанияи
отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей
складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных
сторон один и тот же объект.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с
задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в
детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях
(воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких
взрослых, любимые праздники, ферма, луг, аквариум, герои и эпизоды из
любимых сказок и мультфильмов).
Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки («населять»
лес, водоѐм, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать
ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры, тюльпаны).
Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и
явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в
результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских
книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, яркокрасный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщенные
представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время
года).
Совершенствовать
изобразительные
умения
во
всех
видах
художественной деятельности: продолжать учить передавать форму
изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное
размещение частей; передавать несложные движения, изменяя статичное
положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или
7
расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании
сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться
показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку,
вверху, внизу).
Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники,
помогать осваивать новые, по собственной инициативе, объединять разные
способы изображения). Создавать условия для свободного, самостоятельного,
разнопланового экспериментирования с художественными материалами
(бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, тесто), инструментами
(кисть, карандаши, ножницы), изобразительными техниками.
В
рисовании
совершенствовать
технику
гуашевыми
красками(смешивать краски ,чтобы получить новые цвета и оттенки; легко,
уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных
направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем
ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать
возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов
или их оттенков(разные оттенки желтого при изображении осенних листьев,
два-три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с
приемами рисования простым карандашом, углем, цветными мелками.
Продолжать знакомить детей с разнообразием пластических материалов,
познакомить с их свойствами, возможностями своего воздействия на
материал. Учить лепить знакомые и вымышленные предметы, создавать
коллективные трехмерные композиции, используя природный и бросовый
материал для придания образам выразительности, правдивости,
неповторимости, рисовать пластилином.
Задачи художественно-эстетического развития детей 6-7 лет.
Продолжать знакомить детей с приемами нетрадиционного рисования –
граттаж. Учить сочетать все известные техники в одном рисунке.
Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые
предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения
искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при
создании произведения, о том, какими
художественными средствами передается настроение людей и состояние
природы.
Расширять,
систематизировать
и
детализировать
содержание
изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о
семье, жизни в детском саду, а также о бытовых общественных и природных
явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч.
космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к
8
изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой
портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на
прогулке», «Где мы были летом» ; при создании пейзажей и сюжетов на тему
природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами ;
учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины
посредством изображения характерных деталей костюмов, предметов быта.
Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный
(выдуманный) мир в произведениях изобразительного искусства; перенести
это понимание в собственную художественную деятельность; показать
возможность создания сказочных образов.
Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на
протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая
свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными
выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек
или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной
деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и
фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строении
(форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки.
Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяжѐнности; создавать композицию
в зависимости от сюжета- располагать объекты на узком или широком
пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и
взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями;
изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры;
выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы,
окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок. Поощрять
создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и
пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели
и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств,
соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и
средствами изображения.
Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и
цветная, краски, картон, ткань, глина, пластилин, тесто), инструментами
(кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками. В
рисовании – совершенствовать технику рисования гуашевыми и
акварельными красками приемом кляксографии, пальчиковой живописи,
монотипии и граттажа, свободно экспериментировать, смешивая разные
9
краски для получения задуманных цветов и оттенков; самостоятельно
выбирать художественные материалы для создания выразительного образа
(для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для
декоративного панно- гуашь, для предварительных набросков или эскизовуголь или простой карандаш.
Продолжать знакомить детей с разнообразием пластических материалов,
познакомить с их свойствами, возможностями своего воздействия на
материал. Учить лепить знакомые и вымышленные предметы, создавать
коллективные трехмерные композиции, используя природный и бросовый
материал для придания образам выразительности, правдивости,
неповторимости, рисовать пластилином.
В итоге освоения программы дети научатся понимать язык художников,
познакомятся с их произведениями, узнают какими возможностями обладают
художественные материалы, освоят такие приемы как штрих, пятно, мазок,
научатся отражать прекрасное через цвет, получать множество оттенков,
усвоят различия между видами изобразительного искусства - живопись,
графика, скульптура, раскроют для себя различия между жанрами
изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт, получат
представление о работе мастеров декоративно – прикладного искусства,
освоят нетрадиционные техники рисования - кляксография, монотипия,
пальчиковая живопись, граттаж.
Научатся лепить трехмерные композиции, придавать получившимся
образам выразительность, правдивость, «живость».
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы Программы:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Сотрудничество ДОУ с семьей.
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности.
10
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы
необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические
принципы и методы обучения:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений.
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному.
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые условия получения им образования (особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения
ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет, предусматривает
расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными
особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
1.4. Характерные особенностей развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как
он заполнен существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство
играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты
ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста необходима для правильной организации образовательного процесса,
как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного
учреждения (группы):
11
От 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное
(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить
узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги,
делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для
получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на
другую.
От 6 до 7 лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и
могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не
отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные
изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают
множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и
сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. Дети могут
передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции,
цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать
новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать
способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи
настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке
главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. Дети
могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы
ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут
договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как
релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период
развития условный план действия воплощается в элементах образного
мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения;
формируются основы символической функции сознания, развиваются
сенсорные и интеллектуальные способности.
К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого
человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их
действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного
действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к
элементарному различению таких сфер действительности, как природный и
12
рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста
формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер.
Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для
успешного перехода на следующую ступень образования.
Изобразительные виды деятельности имеют большое познавательное и
коррекционное значение благодаря своей наглядности.
Ребенок в изобразительной деятельности одновременно опирается на
несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает
положительное влияние на развитие.
Дети с ОВЗ по-разному овладевают движениями, направленными на
изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, чтобы они
смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут
перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно
зрительного показа, а нужно, чтобы рука почувствовала движение. Таким
детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка
в свою. Некоторые дети осваивают движения еще с большим трудом. Им
нужен не только зрительный показ, но неоднократное движение с их рукой,
так как глаз и рука этих детей тут же «забывает» движение и в следующий раз
ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать, а ничего не кается.
Таким детям необходима длительная помощь, пока движение окончательно не
закрепится. Ведущая роль в создании рисунка, поделки, аппликации
принадлежит восприятию, от которого зависит качество изображения. В
процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства:
радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если
что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, они
приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления
об окружающем; в процессе работы начинается осмысливание качества
предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать
изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Работы свидетельствуют: занятия рисованием и лепкой создают основу для
полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми;
выполняют терапевтическую функцию, отвлекая от грустных, печальных
событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное,
приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное
состояние. Поэтому так важны занятия изобразительной, творческой
деятельностью.
Изучение психолого-педагогических особенностей изобразительной
деятельности показало, что обучение рисованию детей с ОВЗ признано одним
13
из важных коррекционно-развивающих факторов, который также
способствует познанию ребенком окружающего мира
Данная программа направлена на формирование у детей эстетического
восприятия, обучение способам действия, развитие творчества, воспитание
личности ребенка. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству
помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов
и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием
обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей
нравственно - волевых качеств личности, эмоционально– образного
восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в
рисунках.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
В ходе прохождения двухлетнего курса обучения рисованию и лепке дети
должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков
самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более
точного образа. Проявлять устойчивый интерес к произведениям народного,
декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересоваться
материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. Проявлять
активность при обсуждении вопросов, которые для ребенка социально
значимы. Способны самостоятельно действовать в повседневной жизни,
экспериментируя с красками, пластическими, природными и бросовыми
материалами для реализации задуманного. Эмоционально откликается на
произведения искусства, в которых с помощью формы и цвета переданы
разные эмоциональные состояния людей, животных (радуется, сердится).
Участвовать в партнерской деятельности со взрослым. Осознавать
преимущества общего продукта деятельности (общими усилиями можно
создать большое панно для украшения группы). Проявлять готовность к
совместной с другими детьми деятельности и охотно участвовать в ней.
В
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие», к концу обучения, у детей 5-6 лет, предполагается
формирование следующих умений:
- самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и
явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них,
при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет,
пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи
между ними, а также свое личное отношение. В различных видах
14
изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых
сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия,
гармонично сочетающие форму, декор и назначения предмета;
- самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине,
материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных
и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно
взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим
творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий,
самостоятельно планирует работу и анализирует результат;
- успешно применяет освоенные художественные техники и способы,
свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей
инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж,
декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами) и различные изобразительновыразительные средства; интересуется изобразительным и декоративноприкладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
В
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие», к концу обучения у детей 6-7 лет предполагается
формирование следующих умений:
- самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные
композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад,
бытовые общественные и природные явления, праздники). В творческих
работах передает различными изобразительно - выразительными средствами
свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый
человечек, добрый или злой сказочный персонаж). Увлеченно,
самостоятельно,
творчески
создает
качественные
дизайн-изделия,
строительные конструкции, легко видоизменяет постройки по ситуации,
охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, самостоятельно
планирует деятельность, успешно реализует творческие замыслы, свободно и
умело сочетает различные художественные техники, интересуется
изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
15
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх.
3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и
исполнительские функции в совместной деятельности.
5. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических особенностей.
6. Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность
прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
7. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.
8. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
9. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
10. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
11. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены.
12. Проявляет ответственность за начатое дело.
13. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком
с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
16
истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
14. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое,
самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению
в школе.
15. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
16. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира,
произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы,
театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
17. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою
страну, ее достижения, имеет представление о географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
18. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных
семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации,
проявляет уважение к своему и противоположному полу.
19. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
Формы проведения итогов реализации Программы:
1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2. Тематические выставки в ДОУ («Как прекрасен этот мир», «Осень
чудная пора», «Волшебница зима», «Лучшая новогодняя игрушка», «Этих
дней не смолкнет слава» и др.)
3. Участие в районных, областных, всероссийских и международных
выставках, конкурсах в течение года и т.д. («Золотой ларец», «Страна
детства», «Детство без пожаров», «Весенняя палитра», «Осенние фантазии»,
«Открытка для мамы» и др.)
4. Оформление эстетической развивающей среды в группе, помещениях
и территории сада.
5. Диагностика (проводимая два раза за период учебного года).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Художественно-эстетическое развитие обучающихся (воспитанников)
17
Развитие у обучающихся (воспитанников) художественно эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира;
формирование и развитие творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся (воспитанников); выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся (воспитанников), а
также лиц, проявивших выдающиеся способности;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья;
воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной
жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению
жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать
его;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, стремящийся к
получению знаний, нацеленных на дальнейшее обучение, становится
участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество учреждения с семьей; ценность семьи как
уникального института воспитания;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
обеспечение эмоционального благополучия, поддержка чувства
собственного достоинства.
учет этнокультурной ситуации развития детей;
поддержка разнообразия детства;
уважение личности ребенка;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее
реализации.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования
позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств
18
изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за
счет работы с разными изобразительными материалами. В процессе такой
работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи
детей.
Формированию психофизиологической основы речи способствует и
совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники
рисования
создают
атмосферу
непринужденности,
открытости,
раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности
детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник
изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на
выполнение задания.
Формы и методы используемые на занятиях:
1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2. Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца,
показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, их
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и построена по
принципу нарастающего уровня сложности. Программа рассчитана на два
года обучения. Занятия проводятся 4 раза в неделю 25 и 30 минут
соответственно, общим объемом 144 часов в год. Возраст детей от 5 до 7 лет.
Режим организации занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Народное творчество» определяется
календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
19
№
1.
2.
Год обучения
Первый
Второй
Всего
учебных
недель
36
36
Объем
учебных
часов
144
144
Режим работы
2 раза в неделю по 2 часа
2 раза в неделю по 2 часа
В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы,
такие как:
- Нетрадиционные приемы рисования (пальчиковая живопись, монотипия,
кляксография, граттаж)
- Художественная лепка
Программой курса предусмотрены разнообразные методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) частично-поисковый (эвристический);
г) исследовательский.
Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных
подходов к выполнению заданий обучающимися (воспитанниками), в
представлении свободы педагогу в выборе практических заданий.
Программа предусматривает частые переключения деятельности с
одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Такое
построение программы позволяет создавать различные модели курса,
разнообразными средствами распределять материал и время для его изучения,
как на группы, так и между группами. Для проведения занятий используются
разные формы обучения: занятие-игра, театр, путешествие, экскурсия, сказка,
занятие – викторина и др.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какаялибо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к
высказыванию предложений о последовательности выполнения задания,
отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок.
20
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Учебно-тематический план
№
п/п
I.
1
П.
1
2
3
4
III.
1
2
3
4
5
6
Название
раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
Вводный
инструктаж по ТБ.
Знакомство с
материалами и
инструментами.
Работа с бумагой
и картоном
Простые приёмы
«бумагопластики»
«Обрывная
аппликация»
«Торцевание»
2
2
1
1
1
1
18
8
10
4
2
2
4
2
2
4
2
2
«Бумагокручение»
(квиллинг)
Изготовление
сувениров
Сувениры из
ниток (пряжи)
Сувениры из
бросового и
флористического
материала
Сувениры в
смешанной
технике
Сувениры в
технике декупаж
Сувениры в
технике
скрапбукинг
Сувениры из
фоамирана
6
2
4
44
12
32
6
2
4
6
2
4
6
2
4
Творческая
работа
8
2
6
4
8
2
6
10
2
8
Собеседование
Практическая
работа
Практическое
работа
Практическое
работа
Практическое
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
6
21
IV.
V.
Итоговое годовое 2
занятие
Участие в
2
конкурсах и
выставках
Итого
68
1
1
Мини выставка
0
2
Выставка
22
46
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы «Народное творчество» на 2023-2024 учебный год.
№
Тема занятия
Материалы
Программное содержание
п/п
Сентябрь. Экопластика.
1
«Подсолнухи»
Засушенные
листья березы,
вяза, осины,
готовые
шаблоны, клей.
Учить детей создавать
несложную композицию,
отрабатывать приёмы
наклеивания. Вызывать интерес к
самостоятельному поиску и
выбору изобразительновыразительных средств.
2
«Семейство
ежей»
Шишки,
пластилин.
Развивать мышление, фантазию,
мелкую моторику рук, развивать
эстетическое восприятие.
Скатывание пластилина
«колбаской», шариком.
Использование приема
примазывания, вытягивания.
3
«Цветочная
полянка»
Каштаны,
желуди, семена
клена, пробка.
Закрепление приемов работы с
пластилином, Совершенствовать
технику лепки: знакомство с
новым способом скрепления
частей с помощью пластилина.
4
«СтаричокЛесовичок»
Каштаны,
палочки, шишки,
пластилин.
Ознакомление с новыми
приемами работы с природным
материалом, соединение частей с
помощью деревянных палочек.
22
Развивать способности к
формообразованию и
сюжетосложению.
Октябрь. Работа с ватой.
5
«Осенний
вечер»
Цветной картон,
ватные диски,
клей, пайетки,
ножницы,
бархатная
бумага, фольга.
Творческое экспериментирование
– поиск выразительных средств
для передачи характерных
особенностей образа (пушистой,
мягкой формы);
Развивать эстетический вкус,
творческое воображение.
Познакомить детей с приемами
работы с ватным диском.
Закрепить навыки работы с
ножницами.
Развитие воображения, мелкой
моторики, координации в системе
«глаз-рука».
6
«Медвежонок
Умка»
Ватный диск,
картон синего
цвета, клей ПВА,
кисть, салфетка,
шаблоны,
ножницы.
7
«Филин на
дереве»
Сосновая шишка, Учить детей делать поделку из
ветки, пластилин, разнообразного природного и
вата.
бросового материала. Развивать
интерес к работе, мелкую
моторику рук. Формировать
умение доводить начатое дело до
конца.
8
«Первый снег»
Белая бумага,
вата, бархатная
бумага, клей,
блестки.
Учить детей делать картину с
объемной аппликацией, дополняя
ее деталями, придающими работе
особую выразительность.
Закрепить у детей навыки приема
обрывания бумаги,
совершенствовать навыки работы
с ножницами.
Ноябрь. Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина)
23
9
«Дерево жизни» Соленое тесто,
шаблоны
листьев, фруктов,
шляпки от
желудей.
Знакомство с новым материалом,
его свойствами. Учить детей
создавать в лепке модели
деревьев, передавая
пластическими средствами свои
представления об их внешнем
виде. Украшать композицию
используя разнообразный
природный материал.
10
«Розочки»
Пластилин,
цветной картон.
Закреплять приемы работы с
пластилином: скатывание,
расплющивание. Познакомить с
новым способом лепки из
пластина методом скручивания.
Показать возможность
моделирования формы изделия.
Развитие фантазии, эстетического
вкуса.
11
«Крендельки»
Соленое тесто,
стека.
Учить детей использовать
разнообразные приемы лепки:
скатывание, скручивание,
прищипывание, примазывание.
Учить декорировать изделие,
создавая единую композицию.
12
«Виды
росписи» 1
часть
Глина, вода.
Учить детей лепить, передавая
характерные особенности
внешнего вида,
экспериментировать с
художественными материалами.
Знакомство с видом
изобразительного искусства
контррельефом.
13
«Виды
росписи» 2
часть
Глина, краски,
клей ПВА
Учить детей деталям росписи,
оформление поделки
Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники.
24
14
«Волшебные
снежинки»
Макароны
различных видов
и форм, клей
концелярский,
акриловая краска
белая, блестки.
Составление композиции из
различных повторяющихся
элементов. Формировать умение
создавать ритмичные узоры,
Воспитывать аккуратность при
работе с клеем .
15
«Письмо Деду
морозу»
Шаблоны
открыток,
Формирование образа Деда
Мороза используя шаблон, вату и
цветную бумагу. Учить
дополнять работу рисованными
элементами.
Вата, клей,
цветная бумага,
фломастеры.
16
«Елочка»
Лента
упаковочная,
шпажки
деревянные,
капсулы от
киндерсюрприза.
Закрепление приемов
бумагопластики, нанизывание
ленты на деревянную шпажку.
Развивать композиционные
умения, фантазию.
17
«Новогодние
шары»
Нитки
разноцветные,
клей ПВА,
шарики
воздушные.
Знакомство с нетрадиционной
техникой работы с нитками,
накручивание ниток смоченных
клеем на объемную основу - шар.
Побуждать к поиску средств
образной выразительности.
18
«Текстильные
Ткань, клей ПВА, История знакомства со старинной
рождественские различная
текстильной игрушкой, способы
игрушки»
фурнитуры
оформления.
Январь. Работа с бумагой.
19
«Снежинки»
Полоски из белой Продолжать обучение приемам
бумаги, клей.
моделирования из полосок
бумаги в технике
бумагопластики. Развивать
воображение, чувство формы и
пропорций. Координировать
движение глаз и рук. Закреплять
навыки использования.
25
20
«Сезонная
бумажная
кукла»
Картонные
шаблоны,
цветная бумага.
Закрепление приема складывания
бумаги «гармошкой»,
закрепление приемов вырезания
по контуру. Знакомство с
рациональным способом
вырезывания из бумаги силуэта.
21
«Волшебные
Декоративная
салфетка, бумага
креповая
разноцветная,
клей.
Знакомство с приемом
скручивания в жгутик креповой
бумаги, расположение на
салфетке спиралью. Учить,
пользуясь клеем, правильно
закреплять элементы композиции.
узоры»
22
«Варежки»
Бумага цветная,
картонная
основа, вата.
Знакомство с обрывной техникой
аппликации, Развивать мелкую
моторику рук, ручную умелость,
терпение. Воспитывать волевые
качества, учить доводить начатое
до конца. Вызвать интерес к
созданию выразительного
цветового образа.
23
«Пряничный
домик»
Картон,
упаковочные
коробки, клей
ПВА, краски,
бусины.
Техника смешивания клея и
красок (пропорции), оформление
готового изделия.
Февраль. Различные техники рисования.
24
«Витраж»
1 часть
25
«Витраж»
2 часть
Бумага, гуашь,
кисти.
Знакомство с техникой витраж.
Рисование контура. Воспитывать
интерес к искусству. Обогащать
кругозор детей. Учить умело
рисовать кистью, рисовать
кончиком кисти.
Бумага, гуашь,
кисти.
Развитие воображения. Учить
детей создавать образ из частей.
Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания
цветов и оттенков).
26
26
«Подводный
мир», «Эбру»
Бумага для
акварели,
карандаши
простые, ластики.
Знакомство с новой техникой
рисования с помощью ластика по
заретушированному простым
карандашом фону, развивать
чувство формы, пропорции,
пользование деревянными
палочками для рисования на воде.
Учить детей регулировать нажим.
Март. Работа с тканью и нитками.
27
«Пушистики»
Нитки для
вязания,
картонная основа
для создания
помпонов,
ножницы.
Учить детей передавать форму и
придавать ей дополнительные
черты выразительности, в
соответствии с творческой
задачей (знакомство с приемом
формирования помпонов,
накручивание на картонную
основу разноцветных нитей).
28
«Сердечко для
любимой
мамочки»
бумага цветная,
картонная
основа, шаблон,
клей, ножницы.
Познакомить детей с элементами
техники квиллинг. Учить детей
скатывать полоски бумаги.
Ритмично располагать заготовки
на шаблоне. Развивать
восприятие объемных форм в
трехмерном пространстве.
29
«Кукла»
Разноцветные
отрезы тканей,
нитки,
деревянные
палочки.
Знакомство с приемами
изготовления тряпичной куклы,
складывание ткани, обучение
навыкам закрепления нитками с
помощью узелков.
Апрель. Работа нетрадиционными материалами
30
«Природа
родного края»
Распечатанный
рисунок природы
на плотной
бумаге, клей
Знакомство с новой техникой
аппликации с использованием
нестандартных материалов.
Развитие глазомера, мелкой
моторики рук. Воспитывать
27
ПВА, пшено,
гречка.
интерес к живой природе,
прилежность, аккуратность.
31
«НЛО»
Плотный картон,
пластилин
холодных
оттенков,
(бросовый
материал).
Учить детей создавать различные
летательные (космические)
аппараты конструктивным и
комбинированными способами
используя разнообразные
материалы и знакомые способы
соединения деталей. Развитие
фантазии и пространственного
мышления.
32
«Птица радость»
Бумага цветная,
клей, ножницы,
цветной картон,
деревянная
палочка.
Учить склеивать прямоугольник в
цилиндр, учить преобразовывать
и дополнять цилиндрическую
форму для получения образа
птицы, используя полоски и
разнообразные материалы.
33
«Макарония»
Макароны
разных видов.
картонная
основа, гуашь,
клей.
Развивать комбинаторные и
композиционные умения детей:
составлять изображение из
нескольких частей, красиво
размещать на основе.
Воспитывать самостоятельность
инициативность.
Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга).
34
«Рисование на
фольге»
Картон цветной
для основы,
шаблоны с
готовыми
рисунками, ручки
шариковые.
Знакомство с новой
нетрадиционной техникой
рисования на фольге – чеканка,
метод продавливания.
Укрепление связи глаз-рука.
Развитие внимания, мелкой
моторики.
35
«Рыбки»
Картон цветной с Закрепление приемов работы с
разметкой,
ножницами, вырезывание по
ножницы, глазки. разметке, создание образа рыбки
путем использование приемов
бумагопластики. Развивать
28
воображение пространственное,
мышление.
36
«Волшебные
цветы»
Салфетки
бумажные,
карандаши.
Знакомство с нетрадиционной
техникой бумагопластики:
накручивание салфетки на
карандаш, сжимание,
формирование из получившихся
частей целостного образа.
Создание фантазийного образа.
Учебно-тематический
план
дополнительной
образовательной
программы «Народное творчество» на 2024-2025 учебный год.
Сентябрь. Экопластика.
1
«Осенняя
открытка»
Засушенные
листья березы,
вяза, осины,
готовые
шаблоны, клей.
Продолжать формировать
аппликативные умения в
приложении к творческой задаче,
воспитывать художественный
вкус.
2
«Гусеница»
Свежие листья,
проволока,
шаблоны,
палочки, клей,
пластилин.
Знакомство с новым
изобразительным приемом
нанизывание на палочку свежих
листьев. Развивать ручную
умелость.
3
«Осенняя
фантазия»
Листья клена,
дуба, краски,
кисти тонкие.
Создание ритмичного рисунка.
Формировать точные графические
умения, показать зависимость
декора от формы листа.
Познакомить с необычным
использованием знакомых
материалов.
4
«Осенние
листья»
Белые листы
Использование новой технологии
бумаги, вода, чай, – мятая бумага, ее окрашивание.
кофе.
5
«Насекомые»
Палочки, семена
клена, сушеные
листья, желуди,
пластилин.
Продолжать знакомство с
разнообразными способами
присоединения деталей с
29
помощью пластилина. Развивать
чувство цвета и композиции .
Октябрь. Работа с ватой.
6
«Солнечная
полянка»
Ватные диски,
краски, кисти.
7
«Совушка-сова» Ватные диски,
клей, ножницы.
Учить работать с новым
материалом, развивать фантазию,
усидчивость, моторику,
аккуратность в работе.
Совершенствовать умения детей
создавать композицию из
отдельных деталей.
Закреплять умения отрезать часть
от ватного диска по прямой и
округлой линии по разметке,
делать небольшие надрезы и
вырезы.
8
«Ветка рябины» Вата, салфетки,
воздушный
пластилин,
садовая
проволока.
Упражнять в тесном
приклеивании салфеток друг к
другу, лепка мелких деталей,
скрепление проволокой.
Развивать мышление, творческое
воображение, мелкую моторику.
9
«Лебеди в
пруду»
Развивать воображение и
фантазию, творческие
способности.
Ватные диски,
краски, кисти,
клей.
Ноябрь. Пластика
(работа с пластилином, соленым тестом, глина).
10 «Золотая
рыбка»
1 часть
пластилин,
трафарет.
Подготовка фона для создания
композиции. Обучение приемам
примазывания, смешивания
разных цветов пластилина для
получения необходимого оттенка,
плавного перехода от одного
цвета к другому. Учить работать с
трафаретом.
30
11 «Золотая
рыбка»
пластилин,
трафарет.
Создание образа рыбки, передавая
ее характерные особенности
(форма, цвет и соотношение
частей). Учить планировать
работу – отбирать нужное
количество материала, определять
способ лепки.
12 «Глиняная
народная
игрушка»
Глина, вода,
стеки.
Создание образов. Закрепление
навыков работы с глиной.
Комбинирование техник лепки.
13 «Котята»
Глина, стека.
Продолжать учить детей
создавать и трансформировать
выразительные лепные образы
скульптурным способом.
Пояснить связь между
пластической формой и способом
лепки. Развивать чувство формы
и пропорций.
2 часть
Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники.
14 «Елочные
игрушки»
Мука, соль, вода,
формы для
печенья и
пластилина для
формирования
игрушек.
Знакомство с соленым тестом,
способом его приготовления,
замешивания, раскатывания,
создание различных силуэтов с
помощью готовых форм.
Расширить спектр скульптурных
приемов лепки.
15 «Декорирование Готовые формы
игрушек»
игрушек, краски,
кисти, клей с
блестками.
Закрепление приемов
раскрашивания. Учить оформлять
созданные формы ритмом
красочных мазков и пятен.
Развивать чувство цвета
(находить красивые сочетания
цветов и оттенков в зависимости
от фона).
16 «Новогодний
декупаж»
Знакомство с новой
изобразительной техникой
«декупаж». Обучение нанесению
Основа
пластиковая,
губки
31
17
1 часть
паралоновые,
краски
акриловые.
акрилового слоя на пластиковую
основу, используя губку
примакивающими движениями,
равномерному нанесению белого
акрилового слоя на всю форму.
«Новогодний
декупаж»
Фрагменты
салфеток с
новогодними
сюжетами, клей
ПВА, кисточки.
Нанесение фрагментов салфеток
на основу. Развивать
композиционные умения,
декорировать блестками форму
частично перекрывая
изображение.
2 часть
Январь. Работа с бумагой.
18
«Кошечки и
котики»
Бумага офисная
цветная, (или
бумага для
оригами).
Закрепление приемов
складывания бумаги способом
оригами, развитие
пространственного мышления.
Координация работы обеих рук.
Инициировать декоративное
оформление готовой работы.
19
«Народная
гармошка»
Основа из
Закрепление приема складывания
полоски цветного «гармошкой». Побуждать к
картона,
декоративному оформлению
созданного образа с добавлением
Цветные
элементов аппликации.
салфетки, клей
ПВА.
20
«Снежные
вершины»
Бумага белая,
картон цветной,
клей.
Формировать навыки создания
объемной композиции из мятой,
жатой бумаги. Воспитывать
интерес к природе. Расширить
спектр технических приемов
работы с бумагой.
Февраль. Различные техники рисования.
32
21
«Морозные
узоры»
Жидкое цветное
тесто,
деревянные
шпажки, тарелки
одноразовые .
Знакомство с новой техникой
рисования по жидкому тесту
контрастными цветами.
Познакомить с приемом
«вливания одного цвета в
другой», познакомить с новым
приемом рисования деревянной
шпажкой по жидкому соленому
тесту.
22
«Узоры на
окне» Эбру
Набор для
рисования на
воде
Самостоятельное рисование,
развивать творчество детей.
23
«Ночной
пейзаж»
Бумага плотная,
цветные
восковые мелки,
гуашь черная +
ПВА (=акрил).
Знакомство с новой техникой
рисования граттаж. Подготовка
фона (нанесение фона-основы
разноцветными мелками,
покрытие черной краской).
Развитие мелкой моторики,
воображение, усидчивость,
самостоятельность.
Готовая основа,
деревянные
шпажки.
Продолжение знакомства с новой
техникой рисования граттаж:
процарапывание узора
заостренным концом шпажки.
Учить анализировать особенности
соотношения частей рисунка по
величине и пропорциям.
Развивать глазомер и чувство
композиции.
Часть 1
24
«Ночной
пейзаж»
Часть 2
Март. Работа с тканью и нитками.
25
«Закладка»
Картон с
контуром,
разноцветные
полоски ткани.
Знакомство детей с новой
техникой – плетение. Развитие
мелкой моторики руки.
Синхронизировать работу обеих
рук.
33
26
«Цветиксемицветик»
Круглая основа
из картона с
дырочками,
нитки для
вязания,
ножницы, клей.
Продолжать формировать умение
детей работать с ножницами и
нитками с использованием
элементов макраме.
Синхронизировать работу обеих
рук, воспитывать усидчивость,
терпение.
27
«Одеяло для
куклы»
Кусочки ткани
История лоскутного шитья, виды,
цветной, линейка, просмотр мастер-классов.
карандаш,
ножницы.
28
«Яблочки»
Картонные
основы,
разноцветные
нитки, пушистая
проволока.
Продолжение обучения детей
использованию различных
материалов и уже знакомых
техник при изготовлении изделия,
передавая его характерные
особенности. Развитие
пространственного мышления и
воображения.
29
«Лоскутик»
Разноцветные
отрезы ткани,
синтепон, нитки,
клей, цветные
конусы из
картона.
Продолжать формировать умение
детей работать с тканью
ножницами. Обучать умению
плести косички и закреплять их с
помощью узелков. Обогащать
опыт сотрудничества и
сотворчества при создании
композиции.
Апрель. Работа нетрадиционными материалами.
30
«Кукла»
Цветная ткань,
нитки, ножницы.
Развивать воображение
пространственное, мышление.
31
«Ромашки»
Ватные диски,
клей, ножницы,
цветной картон.
Учить использовать новый
материал, работать с ним разными
инструментами (складывать и
наклеивать). Создавать
34
композицию используя
одинаковые части, развивать
чувство ритма, эстетический вкус.
32
«Театр на
ложках»
Ложки
деревянные,
клубочки ниток,
ткань. Ножницы.
Продолжать знакомить с
приемами использования
бросового материала. Продолжать
учить детей самостоятельно и
творчески отражать свои
представления создаваемом
образе разными изобразительновыразительными средствами.
33
«Сезонная
кукла»
Палочки, нитки,
ткань.
Учить создавать образ.
Закреплять умения детей
применять разнообразные
способы завязывания ткани и
ниток для получения
художественного образа.
Дополнять работу деталями.
Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга).
34
«Пионы»
Шаблоны азных
размеров из
цветной оф.
бумаги, голубая
бумага для фона.
Освоение способа объемной
аппликации. Закрепление
приемов симметричного
вырезывания. Развитие мелкой
моторики рук, координация
работы рук и глаз.
35
«Астры»
Журнальные
страницы,
ножницы,
деревянные
шпажки.
Моделирование образа цветка из
журнальной страницы, используя
приемы скручивания.
Закрепление приемов работы с
ножницами: резание до отметки
на тонкие полоски. Развитие
глазомера, воспитание
аккуратности.
36
«Летний домик» Цветная бумага,
фломастеры.
Закрепление приемов
складывания бумаги способом
оригами, развитие
пространственного мышления.
35
Развитие мелкой моторики рук,
координация работы рук и глаз.
Декорирование готовой работы.
36
2.3. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных
отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в
воспитании.
Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более
эффективной образовательной деятельности детей.
Совместная работа родителей, педагога и воспитанников поможет
решить важные проблемы и создать условия для развития и формирования
целостной
личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности,
интеллектуального богатства детей.
Цель: Вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей детей,
формировать у них позицию субъекта этого процесса.
№
Наименование
Задачи
п/п мероприятия
1.
Время
проведения
Родительское собрание в Познакомить родителей Сентябрь
форме круглого стола
с деятельностью кружка
«Растим таланты»
2.
Консультация
«Как помочь юному творцу»
3.
Памятка
«Правила
рисования
карандашами и красками»
4.
Совместная выставка
Совместное
решение Ноябрь
текущих вопросов
Раздача
родителям
памяток Декабрь
Организовать родителей Март
«Игрушка своими руками»
5.
Папка-передвижка
Подведение итогов за Апрель
год, награждение детей
«Как занятия продуктивной
и родителей
деятельностью влияют на
ребёнка»
6.
Оформление
информационных
для родителей
1 раз в квартал
Информирование
родителей о работе
стендов
кружка
37
7.
Консультирование
родителей в течение года
По запросу родителей
По
мере
необходимости
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для
материально-технического
обеспечения
дополнительной
общеразвивающей программы «Народное творчество» имеется:
o
магнитофон с комплектом аудиозаписей;
o
мультимедийное оборудование;
o
элементы костюмов.
Групповое помещение:
− стол
− стул
− шкаф
− средства аудиовоспроизведения
− полимерная глина
− глина для скульптурной лепки
− пластилин (воздушный, восковой, шариковый)
− мастика для лепки
− фурнитура для творческих работ (бусины, проволока, бисер,
пуговицы, цветные ленты, деревянные палочки)
− краски акриловые для декоративных работ
− краски по стеклу и керамике
− гуашь художественная «Луч»
− краски акварель художественная «Луч»
− уголь рисовальный
− восковые мелки
− джутовый шпагат
− цветные блоки листов
− раскраски (народное творчество)
− лак для фиксации рисунков; ластики; палитры пластиковые
− кисти для рисования; баночки для воды; тряпочки для вытирания
кистей
− маркеры
− гелевые ручки; фломастеры
− клей-карандаши
− цветная бумага двусторонняя, картон плотный цветной и белый,
деревянные ложки, тарелки, доски
38
3.2. Формы оценивания и учёта достижений обучающихся.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и аттестацию обучающихся
по завершении реализации программы.
Текущий контроль проводится в форме наблюдения и педагогического
анализа по результатам практической работы в конце каждого занятия, что
обеспечивает своевременное оперативное управление учебным процессом и
помогает обучающимся добиться определенных результатов.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия
(декабрь), аттестация по завершении реализации программы – в конце
второго (май).
Вид оценочной системы – уровневый. Уровни: высокий, средний,
низкий.
Одной из форм промежуточной аттестации и аттестации по завершении
реализации программы могут быть открытые занятия с приглашением
родителей.
Программой предусмотрены следующие методы диагностики: беседа,
наблюдение с целью выявления уровней развития коммуникативных
способностей обучающихся (проявление самостоятельности и активности в
творческой деятельности, стремление к самореализации, способность ребенка
к общению со сверстниками участниками образовательного процесса,
адекватная положительная самооценка). Основным инструментом оценки
являются итоговые выставки детского творчества, участие в конкурсах по
декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках.
3.3. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса:
1. Ануфриева, М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М.А. Ануфриева. –
Москва : АСТ: Астрель, 2010. – 895 с.
2. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из
природных материалов. -М.: Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
3. Букина, С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / Светлана Букина,
Максим Букин. – Изд. 2-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2011. – 271 с.
4. Декупаж. Красивый декор своими руками / [отв. за вып. И.В. Резько]. –
Минск : Харвест, 2010. – 255 с.
5. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное
рукоделие). – Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
6. Лаптева, Т. Е. Необыкновенные украшения из бусин, фетра, пуговиц,
ракушек / Татьяна Лаптева. – Москва: Эксмо, 2011. – 80 с.
7. Пэйнтер Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше,
декоративное стекло и многое другое: полная энциклопедия рукоделия /
39
Люси Пэйнтер ; [пер. с англ. Ю.В. Букановой]. – Москва: АСТ: Астрель,
2010. – 511 с.
8. Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на дому) - М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. ил.- С. 80.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной
программе:
1. Моя первая книга по рукоделию: более 30 увлекательных занятий для
детей от 7 до 11 лет/Под ред. Сьюзан Акасс.- Тула, М.: Родничок, 2012.- 128
с.: ил.
2. Малышева, А. Н. Поделки из яиц, яичной скорлупы и бумаги. Подробные
пошаговые инструкции.- Ярославль: Академия развития, 2012.- 80 с., ил.(Своими руками: просто и красиво).
3. Новикова, И. В. Поделки из природных материалов/ И. В. Новикова, Л. В.
Базулина; Худож. Г. В. Соколов, О. М. Падерина.- Ярославль: Академия
развития, 2012.- 80 с.: ил.- (Своими руками: просто и красиво).
4. Зайцева, А. А. Искусство квиллинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,
2012.- 64 с.: ил.- (Азбука рукоделия).
5. Степанова, Т. А. Объемная аппликация из разных материалов.- Ярославль:
Академия развития, 2012.- 80 с.: ил.- (Своими руками: просто и красиво).
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция
образовательных ресурсов;
2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
3. https://www.passionforum.ru/ – сообщество по рукоделию;
4. https://www.maam.ru/ - международный образовательный портал;
5. https://dnevnikmastera.ru/ - сувениры своими руками;
6. https://podelki.guru/ - сувениры и подарки своими руками;
7. https://homius.ru/bumagoplastika-shemy-dlja-masterov-poshagovo.html –
мастер-классы по бумагопластике;
8. https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/bumagoplastika ярмарка мастеров.
40